четверг, 9 декабря 2010 г.

Бихарская школа. Часть 5. Ежедневные будни.


На нашем курсе было около 100 человек со всего мира. Достаточно много было людей из тех стран, где открыты международные филиалы Бихарской школы (если конечно такое название применимо к ашрамам). Были люди из США, Австралии, Швейцарии, Германии, Англии, Франции, Италии, Австрии, Ирландии, Голландии, Греции, Болгарии, Венгрии, Бразилии, Колумбии, Мексики, Японии, Вьетнама, Кореи, о. Маврикий и конечно же из Индии и Непала.

До начала курса мы неделю просто жили в ашраме, это было сделано для того, чтобы познакомиться с местным распорядком дня и правилами, а также для того, чтобы принять для себя решение – стоит ли оставаться на курс, или все таки лучше уехать.

Ежедневная жизнь в ашраме была достаточно аскетичной (по нашим, западным меркам) и достаточно непростой (также для нас, привыкших к комфорту западных людей).
Хотя я могу сказать, что для индусов, непальцев, а также для россиян такая скромная жизнь вполне естественна и приемлема.
Русские люди, особенно те, кто застал до-перестроечные пионерские организации, лагеря и комсомольские слеты многое умеют делать своими руками и не бояться трудностей.

В ашраме нет горячей воды. Зато холодная вода очень чистая, в некоторых местах, например, на кухне, воду можно пить прямо из под крана.

Также отсутствие горячей воды вполне относительно. Большую часть года в Бихаре жарко, поэтому трубы в ашраме нагреваются от солнечного света. И в октябре - ноябре месяце, в полдень из крана в душевой лился фактически кипяток, поэтому душ приходилось принимать очень быстро. Также там очень сильная влажность, поэтому после каждого приема пищи одежда становилась совершенно мокрой, и ее приходилось часто менять и стирать.

Но когда наступила зима, условия поменялись. А ашраме также нет отопления, поэтому когда солнца стало мало, вода также перестала нагреваться. Поэтому зимой приходилось стирать и мыться под холодной водой. И выходить после этого в неотапливаемое помещение.

Спали мы зимой в спальных мешках, в носках, шапках, варежках и в термобелье. Самым психологически сложным тогда, по моим личным ощущениям, был утренний подъем. Приходилось выбираться из спального мешка, быстро раздеваться и также быстро принимать холодный душ.
Дополнялась эта аскеза тем, что нам не разрешалось кипятить воду и заваривать чай в нашем здании, так как в Индии повсеместно проблемы с электричеством и кипятильники могут выбивать пробки и оставлять здание надолго полностью без света.

С одной стороны, это может показаться тяжелым испытанием. С другой стороны, я могу сказать огромное спасибо ашраму за этот опыт. Благодаря такой аскезе мое тело стало физически более крепким и выносливым, приспособленным к различным погодным условиям и жизненным ситуациям. Я и сейчас, даже зимой, предпочитаю принимать с утра холодный душ – у меня теперь нет психологического страха перед холодом, а также это дает мне заряд бодрости, быстро пробуждает тело и оставляет ощущение свежести и силы на целый день.

Этот опыт аскетичной жизни очень сильно мне помог впоследствии, когда я одна путешествовала по Индии.

Наша группа была достаточно большой, поэтому для удобства, когда начался курс, нас разделили на две группы (группа А и группа Б). Обучение проходило как раздельно (например, когда мы должны были подготовить определенный материал в библиотеке), так и вместе (совместные лекции, либо письменные работы).

Ежедневный распорядок дня в ашраме был следующий:

4.15 - подъем
5.00 – 6.15 асана, пранаяма класс
6.30 завтрак
7.00 – 10.00 классы и карма-йога
10.00 – 10.45 йога нидра
11.00 – обед
12.00 – 1.30 свободное время
1.00 чай
С 1.30 до 5 вечера – классы и карма-йога
5.00 ужин
6.00 вечерняя садхана (мантра-йога, сатсанг и киртан)
7.30 отбой

В выходные расписание было несколько мягче, мы могли «выспаться», т.к. у нас не было класса асан, и день начинался с завтрака в 6.30 утра.

Хочу сказать, что немсотря на то, что Бихар – самый бедный штат в Индии, ашрам Бихарской школы йоги вполне современный и комфортабельный – если так можно вообще говорить об ашраме. Если сравнивать его с древними ведическими ашрамами – он достаточно большой и хорошо оборудован.
В ашраме есть прекрасный ухоженный сад с множеством цветов, пальм, прекрасных цветущих кустов, фруктовых и священных деревьев.
В ашраме есть джойти – мандир (храм); административное здание; большая библиотека; жилые корпуса; хорошая, чистая и большая кухня со столовой; свой магазин (там продаются книги, нети – поты и малы - четки, которые делают в ашраме); депозитарий (для хранения денег и документов) и publishing – департамент, занимающийся издательством книг и журналов.
Главное здание очень современное, оборудовано лифтами и отделано снаружи и внутри отличного качества мрамором.
Садхана холл на втором этаже главного здания – место для проведения практик и вечерней садханы (в том числе пудж) – это достаточно большого размера чистая и светлая комната, с мраморным полом, с большим количеством окон, откуда открывается прекрасный вид на сад и величественную Гангу.
В хорошую погоду вечерняя садхана проводится на улице, прямо перед входом в главное здание, на площади, окруженной ашоковыми деревьями.
В ашраме принято соблюдать принцип мауны – молчания. Это значит, что все, кто живут в ашраме не должны разговаривать друг с другом если нет на то причины. Тем более не допускаются громкие разговоры, крики, ругательства.
Люди практикуют в ашраме самонаблюдение, созерцание собственного внутреннего мира, а для этого необходима тишина. Состояние внутренней тишины и гармонии, шанти, очень сложно достичь без практики мауны.
Мауна очень строго соблюдается во время принятия пищи и после отбоя.