суббота, 16 октября 2010 г.

Бихарская школа йоги, Часть 2. Cвами Сатьянанда Сарасвати


Гурукула 

Бихарская школа йоги построена по принципу традиционной гурукулы. Гурукула – это школа йоги, деятельность которой направляется и управляется определенным учителем (Гуру). В настоящее время деятельность школы направляется Свами Ниранджаном Сарасвати, учеником основателя Бихарской школы Свами Сатьянанды Сарасвати.
Свами Ниранджан фактически с самого детства воспитывался Свами Сатьянандой. С детских лет Свами Ниранджан принял саньясу и жил в отречении, в ашраме, рядом со своим гуру. Потом, в подростковом возрасте, он был отправлен своим Гуру, Свами Сатьянандой, проповедовать знание йоги на Западе. В результате, в течение многих лет Свами Ниранджан провел заграницей. И в тех странах, где он когда-то проповедовал, теперь есть ашрамы Бихарской йоги, или как их еще называют Сатьянанда йоги.

В настоящее время в Индии существует два основных ашрама Свами Сатьянанды – один находится рядом с маленьким городком Мунгер и другой примерно в 200 км. от первого, в местечке под названием Рикия. В настоящее время ашрам в Рикии управляется другой близкой ученицей Свами Сатьянанды – Свами Сатсанги. Именно в этом ашраме провел остаток своей жизни знаменитый Свами Сатьянанда, и там же он оставил свое тело в декабре 2009г.

Бихарская школа очень известна во всем мире благодаря множеству книг по йоге, которые издаются в ашраме и затем продаются по всему миру.



Краткая история Свами Сатьянанды Сарасвати.

Свами Сатьянанда Сарасвати был одним из учеников знаменитого Сами Шиванады из Ришикеша. После того, как Свами Сатьянанда закончил обучение у Свами Шивананды, он отправился в г. Мунгер с целью создать ашрам и продолжить дело своего Гуру. Сами Шивананда обучал своих учеников Веданте и Тантре. В Бихарской школе эти две древние культуры также практикуются нераздельно друг с другом. Свами Сатьянанда сознательно приехал в самый бедный и самый опасный штат Индии создавать ашрам, понимая, что ашрам может помочь изменить общий культурный уровень людей и повысить их общее благополучие и благосостояние. Он, так же, как и его знаменитый Учитель Свами Шивананда, хотел помогать людям свой страны быть счастливыми, здоровыми и процветающими.

Сами Сатьянанда выбрал Мунгер еще и потому, что в Ришикеше он получил информацию о том, что в этом месте когда – то практиковал герой Махабхараты, царь Анги Карна, ученик мудреца Парашурамы (одно из воплощений Вишну). И я могу сказать, что Мунгер – действительно очень сильное по энергетике место.
Индия – очень религиозная страна, и в Индии люди уважают, а порой и боятся всевозможных свами, тантриков и йогов. Но, несмотря на это, Свами Сатьянанда рассказывал, что когда он только приехал в Мунгер, практически каждую ночь местные жители воровали у него дрова и еду. Поэтому ему было поначалу очень трудно, фактически невозможно было построить даже хижину для себя самого, не то что ашрам. Но он не винил местных жителей, понимая, что они воруют, просто потому что у них ничего нет, они необразованны и им просто негде работать. Но у Свами Сатьянанды была цель построить ашрам, и он хотел обучать в ашраме не только взрослых людей, но также и местных детей, понимая, что когда эти дети вырастут, они уже смогут начать работать и приносить пользу как своим семьям, так и всему штату в целом. Поэтому он решился пойти к местным жителям и поговорить с ними, объяснить им, какую пользу может принести ашрам для их семей, и ему удалось убедить людей не препятствовать ему создавать ашрам.

После того, как Свами Сатьянанда построил ашрам в Мунгере, у него возникло желание построить еще один ашрам. И в медитации ему пришло еще одно подходящее место для ашрама – оно находится рядом с деревушкой Рикия, примерно в 200 км от Мунгера. После того, как ашрам в Рикии был построен, Свами Сатьянанда решил оставить управление ашрамом и заняться собственной практикой. Последние годы своей жизни он провел в Рикии, живя в отдельном домике недалеко от ашрама. Он публично встречался с приезжающими в ашрам со всего света людьми только раз в году – на большой тантрический фестиваль Сита Кальянам, сопровождающийся Сат Чанди Махаягьей, которую он проводил лично и давал сатсанг.

6 декабря 2009года, буквально через несколько дней после того, как закончился фестиваль того года, Свами Сатьянанда Сарасвати оставил тело. Его тело похоронено в ашраме в Рикии.

За те фактически 30 с лишним лет, которые Свами Сатьянанда прожил в Бихаре, он сделал очень много для жителей прилегающих к ашраму городков. В настоящее время в двух индийских ашрамах бесплатно питаются, одеваются и обучаются местные дети. Постоянно осуществляется в качества прасада раздача помощи нуждающимся семьям – это одежда, пища и предметы обихода.

Тем не менее до настоящего времени Бихар является самым бедным и опасным штатом Индии, несмотря на то, что в этом штате находится очень много религиозных святынь, в том числе место просветления Будды Бодхгайя и знаменитая Айодхья, где когда то был рожден Рама.
Иностранцам здесь категорически не рекомендуется перемещаться ночью по улицам, да и индусы из других штатов лишний раз просто так не поедут в Бихар. Несмотря на то, что за все годы существования ашрама у местных жителей сложилось уважительное отношение к иностранцам, которые приезжают в Бихарскую школу на обучение, тем не менее Бихарская школа йоги – закрытый ашрам, с толстыми стенами, колючей проволокой и без свободного выхода в город.

Фотографии Мунгера