пятница, 15 октября 2010 г.

Бихарская школа йоги, часть 1. Что изучают студенты в BYB

Бихарская школа йоги. Жизнь в ашраме.

Мне посчастливилось пройти четырехмесячный курс йоги в ашраме бихарской школы (Institute of Advanced Studies of Yogic Siences, г. Мунгер, штат Бихар) в 2009 – 2010гг. И здесь я хочу поделиться полученным опытом.

Что изучают студенты в школе йоги.



Школа йоги – это не обычная школа в нашем традиционном представлении, и дисциплины в такой школе также не традиционные, а йоговские, духовные. С точки зрения йоги, человек должен предавать наибольшее значение в жизни развитию своих внутренних качеств. Потому что от свойств наших внутренних качеств зависит и наш жизненный путь, и наш жизненный опыт, который может быть как полным страданий, так и наполненным радостью и счастьем.

В Бихарской школе мы жили и практиковали йогу. Точнее, практикуя одновременно огромное количество различных видов и практик йоги, мы учились жить так, как должны жить йоги.

Здесь я даю краткое описание той философии и тех видов йоги, которой придерживается школа.

К высшим человеческим качествам относятся преданность и любовь к Богу. Развитие этих качеств на санскрите называется Бхакти йога.
Развивать взаимоотношения с Богом необходимо, потому что Он дает Знание о том, как правильно поступать в жизни, что является хорошим поступком, а что – греховным, плохим. Иногда жизненные ситуации бывают настолько сложными, что мы не знаем, как правильно поступить. Но поступая плохо, мы создаем себе в последствии жизненные проблемы, жизненные трудности. Эти трудности сами по себе не являются чем-то плохим, это просто результат наших прошлых действий. На санскрите это называется кармой. Человек, обладающий внутренней связью с Богом, получая от Него Знание как правильно поступить, преодолевая жизненные трудности, всегда учится чему-то хорошему, раскрывает в себе новые качества. Со временем такой человек становится мудрым и проницательным. Этот процесс называется Джняна или Гьяна йога.
В один прекрасный момент человек осознает, что самая благоприятная и правильная деятельность в этой жизни – это бескорыстное служение другим. Потому что только через такую деятельность человек может очистить собственную плохую карму и трансформировать ее в жизненную силу и мудрость. Не имея достаточно любви и сострадания к окружающим заниматься служением другим очень трудно. Поэтому каждый может начать с чего-то простого – с уборки территории вокруг дома, с посадки деревьев или цветов, с ухода за пожилыми людьми, за детьми или за животными и т.д. Такая сознательная деятельность называется Карма-йогой.

Все эти виды Высшей йоги, переданные Бхагаваном Шри Кришной своему другу и ученику Арджуне и записанные в Бхагават Гите, не существуют один без другого. Любовь, Мудрость и бескорыстная деятельность, направленная на благо всех других существ, всегда идут рука об руку. Очень редко на нашу планету приходят люди с уже врожденными высшими качествами. Как правило, они приходят сюда для выполнения определенных задач, определенной жизненной миссии. Мы же с Вами являемся просто студентами, получающими жизненный опыт и отрабатывающими различные уроки. Поэтому для нас существуют три этих Высших Пути, позволяющих нам сознательно и быстро эволюционировать, а также сделать нашу жизнь интересной, наполненной радостью и высшим смыслом.

Помимо Высшей йоги существуют и другие практики, позволяющие человеку достичь успеха во внутреннем развитии. Этих практик в различных духовных традициях существует великое множество. В основном они направлены на развитие внутреннего наблюдения, концентрации, умении управлять своими органами чувств. Все эти практики являются подготовительными или дополняющими к практикам бхакти, джяна и карма йоги. В ашраме Бихарской школы йоги такими практиками были хатха йога, пранаяма, йога – нидра и мантра йога.

Я хочу сказать, что Бихарская школа не является ашрамом, где студенты учатся хатха йоге, полностью посвящая все время работе с физическим телом. Напротив, в Бихарской школе практике хатха йоги уделялось не так много времени – лишь один час по утрам, исключая выходные. Зато ежедневно и постоянно мы учились сознательно работать со своим внутренним миром, а также выстраивать гармоничные отношения с миром внешним.

Уникальность Бихарской школы заключается в том, что она открыта для западных учеников. Традиционно в восточных духовных традициях совсем неохотно принимают на обучение западных людей. Причина заключается в различной психологии людей Востока и Запада. Восточные люди менее материалистичны, чем западные, у них более развита культура поклонения гуру и божествам. Западные люди более материалистичны, более практичны, и западный ум более склонен к анализу, поэтому западным людям очень сложно что-то принимать просто на веру.
Эта склонность западного ума не верить ничему, пока не увидишь собственными глазами, или не потрогаешь руками, вызывает у западных людей недостаточно почтения к Учителю, к Учению и к практикующим. Поэтому на Востоке считают, что чужеземцы не имеют качеств, позволяющих им достичь успехов в практике. А раз нет качеств, позволяющих добиться успеха в практике, то зачем гуру тратить свое драгоценное время на такого ученика?
Кстати, именно по этой причине западные люди не допускаются в некоторые восточные храмы, где хранятся культовые святыни.